Поход по Камчатке. Тихоокеанское кольцо 2018

В сентябре 2018 года мы прошли маршрут "Тихоокеанское кольцо" по Камчатке: Петропавловск-Камчатский - влк. Горелый - влк. Мутновский - Мутновская ГеоЭС - Бухта Жировая - Жировские горячие источники - пер. Тенуева - пер. Вилючинский - заброска и восхождение на Авачинский вулкан. 11 человек и 10 дней переходов по сопкам, перевалам, бродам и болотам. Давайте посмотрим, как это было! Текст участницы похода Настасьи Курочкиной.

...Глаза лениво открываются под приветливый голос бортпроводницы, которая сообщает, что самолёт заходит на посадку. В Петропавловске-Камчатском холодно и дождь. В Новосибирске было то же самое.
Нагнав предрассветные сумерки, экипаж со всеми пассажирами очутился в утренней серости края России. Здесь меня должны встретить родственники. Здесь мне предстоит попрощаться с друзьями на опасные две недели. Лента в ангаре выдачи багажа лениво тянет сумки, среди которых мой рюкзак. Дождаться, забрать – и можно почувствовать призрачное спокойствие.
Завтра мы выходим на маршрут с людьми, которых я никогда не встречала. Только Полина, моя бывшая одногруппница, вырисовывается в памяти знакомым человеком. Хотя я прекрасно понимаю, что с тех пор этот человек стал совсем другим.

Встреча у подъезда на отшибе столицы Камчатского края; я приехала раньше положенного времени, квартиру нужно было сдавать собственнице. Подъём на пятый этаж, знакомство с мужем Полины. Утренняя каша и мытьё посуды впопыхах. Я сообщаю о том, что родственники дали мне с собой спутниковый телефон и контрабандный баллончик от медведя. Тогда это всё казалось чрезмерными мерами предосторожности: ну на кой чёрт второй телефон в походе?

Около десяти часов утра встречаемся со всей группой. Знакомство:

Андрей "хорошая погода"
Полина "фотограф"
Ира "архитектор"
Юля "хирург"
Оля "главбух"
Костя (не запомнила обозначения)
Настя "птица"
Марина "морской огонь"
Миша "лава"
Оля (не запомнила обозначения)
Маша "еда"

Это моя семья на ближайшее время. К ним нужно привыкнуть, все кажутся безликими отображениями своих позывных. Так всегда бывает, когда впервые видишь человека: нет предвзятости, потому что не хватает информации. Ты для них такой же обтянутый мясом скелет. Никто не знает, на что способны остальные. Никто не может определить, возможно ли положиться на того, кто рядом. Но отныне мы в одной связке.
Только потом, в голубой вахтовке, начинаешь понимать, куда и зачем ты на самом деле приехал. Когда заканчивается граница сотовой связи и начинаются туманные безлюдные холмы, понимаешь, что обратной дороги нет. Но самое приятное в том, что эта обратная дорога тебе и не нужна.
Впереди маршрут. Впереди испытания, к которым жизнь тебя никогда не готовила. Впереди товарищество и впечатления, от которых ты сможешь отойти лишь через месяц после того, как вернёшься домой.

Впереди сладкая и терпкая Камчатка.

День 1. Первая остановка – лавовые поля неподалёку от вулкана Горелый.
Исландия? Вестерос? Хотелось сравнить со всем сразу, но это Камчатка, детка. Контраст белого снега и угольной лавы, подсвеченной зеленью, будто изнутри, вводят в исступление от благостного восторга.
Кстати, в пещере, которая есть на фото, каждое 8 сентября дают концерт с роялем. Даже было немного жаль, что в этот день мы будем очень далеко.

День 2. Первое восхождение на нашем маршруте: вулкан Горелый. Действующий, последнее извержение было, если верить Википедии, в 2010 году. Абсолютная высота – 1829 метров.
Я знала про него достаточно до дня восхождения. Вулкан действительно уникальный, обещающий огромное количество интересностей и красот, включая потрясающей красоты озеро, которое в солнечную погоду приобретает оттенок, близкий к фиолетовому.
Нам предстояло дойти до кратера Чаша, прогуляться по краям и заглянуть на огонёк к кратеру Активный. Встали рано, позавтракали и выдвинулись вверх. Правда, где-то на полпути стало ясно, что Горелый нас к себе не пустит.
Вулкан зацепил облако, которое не собиралось никуда уходить. Ветер наверху усиливался. Идти мешали свежевыпавший снег и вязкая скользкая вулканическая грязь. Сама Чаша была исполнена густого тумана, будто какой-то шутник от скуки пустил кальянный дым в пустой бокал.
По такой погоде подниматься на высшую точку оказалось бессмысленным, и группа повернула назад. Лишь перед тропой на спуск Горелый порадовал нас возможностью несколько секунд полюбоваться на озеро, лежащее далеко внизу (а меня очередной эгоистичной эмоцией, близкой к радости, потому что с таких видов я ловлю панические атаки).
Почти в самом низу тропы мы поняли, что облако рассосалось. Обидно, но обратно идти не решились: времени и сил затрачено много. Логичнее просто не оборачиваться.

День 3. Следующим за Горелым был Мутновский. Примечателен тем, что в одном его кратере можно обнаружить бирюзовое озеро (нам, кстати, повезло; в это время года озеро может и "уйти"), а в другом нереальное количество фумаролов, серных котлов и прочих прелестей, которые могут тебя убить или заставить кашлять аки чахоточного.

Первая часть подъёма далась безупречно легко, потому что проходила по склону вулкана, а затем начались грязевые ванны. Вулканическая почва, сера, глина – всё перемешалось и заставляло идти либо по многочисленным снежникам, либо по протоптанной предшественниками тропе прямо под сыпучими и богатыми на камнепады стенами кратера. Всё это среди россыпей невероятного цвета камней и минералов, которые от зелёного к красному и жёлтому бежали увереннее, чем мы к фумарольному полю.
Как только запах серы стал особенно явным, все вооружились бафами и закрыли лица. Порывы ветра поливали нас удушливым газом, и стало ясно, что тряпка на лице – далеко не лучшая защита. Стараясь не дышать, пока находимся во власти яда, мы петляли от одного бурлящего котла к другому. Удивительное дело! Когда прямо под тобой кипит сера, а ты сам стоишь на чём-то достаточно пористом и мягком, в голову и мысли не приходит об опасности. Но когда спускаешься с этого мягкого нечто, становится действительно не по себе.
Внутри кратера было солнечно, отблески от снега нещадно опаляли глаза и кожу. Но как мы были рады такой погоде! Первое настоящее солнце за всё путешествие. А дальше ещё и то самое бирюзовое озеро, и врата Ада за острой скалой, и...
Кстати, Мутновский очень популярен среди туристов. Сделать общую фотографию, не прихватив в кадр другие группы, почти невозможно. Привозят на автотранспорте, вертолётах, кто-то как и мы приходит пешком. Главное, чтобы погода не подвела.
Сразу после Мутновского успели заскочить до каньона Опасный, кстати. Масштабный, извилистый, с настоящим-принастоящим водопадом. После него начали возвращаться до временного лагеря, где бросили ходовые рюкзаки.
Очень забавно было обнаружить в лагере проливной дождь, а на предстоящем пути на Геотэс непроглядный туман.

День 4. Днёвка на Мутновской ГеоЭс: горячие источники и Малая долина гейзеров. Погода в этот день испортилась: мы весь день находились в облаке. А ещё, встретили медведицу с двумя медвежатами!

День 5. Спуск в долину реки Мутновская. Первые броды (в этот день их было 5). Погода во второй половине дня начала улучшаться - мы смогли разглядеть долину!

День 6. Дорога до бухты Жировая. Ещё 10 холодных бродов, затем переход по болотам, грязи и лесным тропам до побережья Тихого океана. По пути встретили огромное количество следов пребывания медведей - в августе-сентябре здесь нерест, мишки тусуются около берегов, тоннами поедая рыбу. Вечером и мы устроили себе праздник живота: объелись жареной горбушей и красной икрой.

Дни 7 - 8. Переход до Жировских горячих источников, днёвка. Всю ночь и утро дождь лил, как из ведра. Нам предстояло перейти всего один брод через Жировую реку, но, из-за обильных осадков, она сильно переполнилась. Обычно река бывает чуть выше колена или по пояс, нам же пришлось переправляться с уровнем воды по грудь (при среднем росте участников 165 см). Фото с этого дня отсутствуют, но описать приключение стоит: чуть выше по течению от места перехода брода, мы нашли #бревнонадежды (хештег похода у нас такой:)) и, срубив все сучки, переходили самую глубокую часть реки по нему. После спрыгивали туда, где уровень воды едва достигал колена, и доходили три метра до берега по воде. На прохождение брода потратили около 6 часов. Уставшие и мокрые, вечером пришли на горячие источники и, на следующий день, не вылазили оттуда почти целый день. Кстати, погода опять наладилась!

День 9. Переход через перевал Тенуева. В этот день погода стояла идеальная! Именно она помогла быстро преодолеть перевал, парочку небольших бродов и густой лес из стланика. По пути наделали много классных фото, с видом на Вилючинский вулкан и встретили на берегу огромного бурого медведя. Увы, ни одной фотографии мы сделать так и не смогли - мишки сбегают сразу, как видят толпу людей.

День 10. Прогулка до водопада "Спокойный" и переезд к подножию Авачинского вулкана.

День 10. Кульминация нашего похода: восхождение на Авачинский вулкан! Вышли в 5:10, на вершине были в 9:30 утра. По пути встретили потрясающий рассвет, с видом на Корякскую сопку. Погода стояла солнечная, но дул холодный пронзительный ветер, который очень осложнял подъём.