Отчёт о походе на Перевал Дятлова. Февраль 2019.

Вот мы и вернулись с перевала Дятлова, мы дома! Лежа в тёплой кроватке после горячего душа, мне не верится, что буквально несколько дней назад я ночевал в дикой уральской тайге. В том самом месте, о котором слагают страшные легенды и трубят все СМИ.
Решил написать пару строк о том, как у нас все прошло, и какие впечатления оставили холодные дни на Северном Урале.

Начнем с самого начала. Чтобы добраться до начальной точки маршрута - базы Ильича, нужно проявить немало терпения. В начале ГАЗ-66 до Ушмы - около 5 часов, затем пересадка на "Урал" и еще около 3 часов езды по снежной целине, рекам и бурелому до знаменитой Базы Ильича. Комфорта мало, т.к машины очень старые, с камчатскими вахтовками не сравнятся. Но, немного терпения, и мы у цели! В этом году на перевале очень много желающих - рассекречены новые документы о трагедийных событиях, да и дата со дня смерти Дятловцев круглая.

На базу заселиться не получилось - на перевале работала американская бригада телеканала Discovery, и жили они как раз в этом доме. Мы растянули нашу огромную палатку-шатер прямо напротив, заготовили дров, на костре приготовили ужин... Всё было просто прекрасно, вот только печь в палатке никак не хотела заводиться, дымила, чтоб её. После долгих мучений и танцев с бубнами, я решил оставить её в покое. Благо, на улице было всего -8. Вечерком поболтали с вернувшимися с перевала иностранцами - у них все было засекречено и замысел фильма нам никто, конечно, не рассказал. Одни тайны, блин...

Выспались отлично и, разбирая палатку, к удивлению, обнаружили в трубе дымохода рукавицу. Тайна палаточной печки была раскрыта.
С утра позавтракали и вышли в путь. Впереди ждали 5 ходовых дней. В планах было остановиться на первую и четвертую ночевку между пер.Дятлова и хр.Чарканур, вторую и третью ночевку сделать в районе четвертого притока р.Лозьва, а оттуда сбегать радиально до г.Отортен. Группа собралась, в основном, без опыта зимних походов, поэтому такой продолжительности оказалось вполне достаточно.

Погодка, не сказать, что была такой, которую мы ожидали: легкий минус, около -5. Идти жарковато, а облачность намекала на приближающийся циклон. На второй день к 12 часам вышли под вершину 905,4 и тут планы начали меняться. На склоне сильно дуло. Находясь на границе леса, мы начали ощущать все прелести здешних ветров. Поэтому пообедать решили не на перевале, а прямо перед подъемом. Мимо пытались пробиться снегоходчики, но вернулись через десять минут. Сказали, что на верху нулевая видимость и сильный ветер. Но мы, конечно же, решили проверить все на своей шкуре!

Прорвались. Сильно взяли вверх и оказались на перевале под вершиной 905,4. Немного промахнулись. Пришлось траверсировать склон к перевалу Дятлова прямо по верху. Видимость 20 метров. Держались все вместе, т.к. потеряться в этой белой мгле очень легко. Ветер дул боковой около 20 м/с. Рюкзаки, как парус. Нас швыряло и сбивало с ног, а сани-волокуши с палаткой то и дело опрокидывало. Но шли. Скорость около 2 км/ч. Через часа полтора были на перевале. Маленькая победа над стихией! Буквально через минут десять подтянулись снегоходчики. Все-таки с ногами никакая техника не сравнится!

На перевале погодка "разыгралась" и нам даже посчастливилось наблюдать потрясающее зимнее небо с невероятными облаками, похожими на НЛО. Встали в заветренную сторону останца с мемориалом и устроили фотосессию на целый час.

С перевала хорошо просматривалось место, где стояла печально известная палатка Дятловцев - до него всего 300 метров. Трудно себе представить адекватное объяснение: для чего там ставить палатку? Может, это была тренировка? Учитывая, что практически постоянно там дует сильный ветер, ночевать на лысом склоне , мягко говоря, безрассудно. Во всяком случае, у меня бы не возникло такой идеи в сложившихся погодных условиях. Погода в горах может поменяться очень быстро... А что вынудило ребят выйти из палатки босиком - это уже другой вопрос. И на него у меня ответа нет.

Двинулись мы дальше, траверсируя склон г.Холатчахль на высоте 800 м. Скорость движения была очень медленной и все складывалось против того, чтобы мы попали в запланированное место. Сани постоянно опрокидывало, а ветер мешал идти с нормальной скоростью. В итоге, к 16 часам мы смогли дойти только ко второму притоку Лозьвы. Принял решение спускаться на стоянку в лес. В поисках сушины пришлось углубиться в лесную чащу чуть ли не на километр.

Стояли мы лагерем в этом месте 2 ночи. Об Отортене пришлось забыть, но мы даже обрадовались этому. Смогли спокойно выспаться и сходить погулять на склон горы Холатчахль с северо-западной стороны. Бродить без рюкзаков в сумасшедший ветер было намного веселее и мы получили от этой прогулки свой кайф. Увидели белую мглу, чистую, как лист бумаги, почувствовали стихию ветра. Незабываемые ощущения! Даже солнца в эти моменты было не нужно. Наш видеооператор Женя то и дело кричал: "А все равно лучше, чем на работе!")) Весело спустились в лагерь по лесной накатанной лыжне и к 16 часам уже были у нашего огромного шатра. Заряженные позитивом и довольные, мы весело провели вечер у костра.

День возвращения. Мало того, чтобы горы пустили, нужно, чтобы они еще и выпустили. В момент, когда вышли из леса, у меня в голове звенела только одна мысль: "Лишь бы прорваться". Горы-то совсем небольшие, но просраться дают по-полной! Ветер усилился до 30 м/с. Лыжи сняли сразу, но даже пешком нас то и дело сдувало и сбивало с ног. Рюкзак с пенкой ощущались, как огромный парус, а ветер позволял делать только один шаг в две секунды. Ребята помогали друг другу и шли одной кучей. Видимость 10 метров. "Лишь бы прорваться..." К перевалу шли часа два. Очень медленно. У Лехи слетела варежка и улетела по склону, как будто просто вниз с отвесной стены. Чуть ли не ползком добрались до мемориала. Мы сделали это! Победили! "Десятиминутный перерыв на чай под останцем и валим вниз" - думал я. Но, в действительности, все оказалось сложнее. Ведь еще нужно было около километра пройти по хребту. Ветер стал попутным, но легче не стало. Рюкзак то и дело рвало то влево, то вправо. Тело штормило в разные стороны. Маленькими шажками по натоптанной буранке дошли до леса. Тишина. Как отрезало. Мы смогли!

Два оставшихся дня возвращались по снежному красивейшему и спокойному лесу до базы Ильича. Сложно было представить, что буквально в нескольких километрах от нас бушует стихия. Вернулись живые и целые. Из потерь: улетевшая варежка, сожженная на печи перчатка и сломанная лыжа. Сломали на обратном пути в разгар веселья при спуске с хребта Чарканур.

За каких-то 5 дней наша команда невероятно сплотилась и стала одной большой семьей. В такие моменты чувствуешь единение и искренность людей, от которых зависит твоя жизнь. Невероятное чувство. В подобных походах ощущаешь, что дух становится крепче, а энергии появляется столько, что готов своротить горы. Только стихия дает понять, что даже в самых простых горах не стоит расслабляться и всегда нужно адекватно оценивать свои действия.